
Кондитерская промышленность – одна из важных отраслей пищевой промышленности, занятая производством изделий, в составе которых присутствует значительное количество сахара. Её задача: обеспечить потребителей высококачественными продуктами с целью питания. Кроме того, на неё исторически возложена миссия: выступать в роли изготовителя высоко эстетической продукции, призванной формировать празднично-радостное настроение.
История возникновения
История изготовления первых кондитерских изделий уходит своими корнями в Древние страны: Китай, Индию, Египет, Грецию, Италию. Жители этих государств активно использовали мёд и сладкие фрукты. Так египтяне, по-видимому, первыми создавшие конфеты, применяли для их изготовления смесь мёда, орехов и фиников, высушиваемую затем под воздействием солнечных лучей. Греки использовали сочетание мёда и фруктов.
Известны свидетельства персидских и греческих авторов о выращивании сахарного тростника в Древней Индии. Получаемый из него сахар вполне мог служить подсластителем продуктов питания народов Востока. Другими естественными ингредиентами в первых кондитерских продуктах были: берёзовый сок, кленовый сироп, какао-бобы, зёрна кофейного дерева, ряд специй.
И всё-таки настоящая история кондитерской отрасли начинается с арабов. Они, открыв дрожжи, научились выпекать пироги; стали активно варить и употреблять сахар; начали выпаривать и сгущать фруктовые соки для получения мармелада. Именно от жителей Ближнего и Среднего Востока по всему миру получили распространение знаменитые восточные сладости, ассортимент которых сегодня насчитывает порядка 170 изделий.
В Европе кондитерское искусство появилось в середине прошлого тысячелетия, достигнув своего расцвета на территории Италии в городе Венеция. Что, несомненно, связано с появлением там сахара. Открытие Америки и появление на европейском континенте шоколада внесло свою лепту в дальнейшее распространение сладостей в странах Старого Света.
Что производит кондитерская индустрия
Насчитывающая в своём составе свыше 14 производств и занимающая 4-е место среди отраслей пищевой промышленности, кондитерская отрасль специализируется на выпуске мучных и сахаристых кондитерских изделий.
К группе сахаристых изделий относятся готовые к употреблению продукты, содержащие в своём составе не менее 20% сахара. К группе мучных изделий – полуфабрикаты с наличием сахара и муки, причём последней должно наличествовать 25% и выше.
Занимающие большую долю рынка (почти 60%), мучные изделия представляют собой прошедшие выпечку сформированные полуфабрикаты, не подвергающиеся индивидуальному завёртыванию в упаковку. Это:
- печенье,
- вафли,
- хлебобулочные изделия,
- пряники,
- коржи,
- пироги,
- коврижки,
- торты,
- пирожные.
Несколько большим разнообразием отличаются сахаристые изделия, освоившие порядка 30% рынка кондитерскими изделиями, карамелью и 10% – шоколадной продукцией. В сахаристую группу входят:
- шоколад и шоколадные конфеты,
- восточные сладости,
- мармелад,
- конфитюр,
- варенье,
- повидло,
- джем,
- пастила,
- зефир,
- муссы,
- помадки,
- суфле,
- цукаты,
и ряд изделий, отличающихся повышенным содержанием сахара.
В дополнение современная кондитерская промышленность предлагает потребителям специальные продукты, ориентированные на разные группы лиц, отличающихся возрастом, условиями проживания, состоянием здоровья. Производится это с целью удовлетворения их рациона питания. К таким изделиям относятся: витаминизированные, диетические, лечебные кондитерские продукты.
Производимые кондитерской отраслью продукты классифицируются на малокалорийные, высококалорийные и несбалансированные изделия, а также на простые (однородные) и сложные (неоднородные, многослойные и многосложные). Как те, так и другие оцениваются:
- По своему внешнему виду (как готового продукта, так и его упаковки).
- По широте разнообразия вкусовых ощущений.
- По наличию в своём составе множества компонентов, отличающихся оригинальностью, редкостью, пищевой ценностью, пользой для здоровья и рядом других качеств.
- По богатству ассортимента.
Особенности технологии
Выпуск значительного набора предлагаемых потребителям кондитерских изделий, изготавливаемых на хлебозаводах, кондитерских фабриках, комбинатах, пекарнях и ряде небольших частных предприятий, связан с множеством технологических особенностей. Однако их можно свести к следующим этапам:
- На первом из них – подготовительном, происходит заготовка сырья, материалов, упаковки. Производится контроль качества поступающих ингредиентов. Организуется бесперебойное снабжение производства необходимыми компонентами.
- На втором этапе – основном, осуществляется переработка, формирование, поверхностное покрытие, позволяющие получать не завёрнутые неупакованные изделия.
- На третьем этапе – заключительном, готовая продукция проходит проверку качества, после чего: завёртывается, фасуется, упаковывается, хранится и реализуется в отведённые сроки.
В качестве сырья для кондитерской промышленности выступают:
- сахар, мёд, глюкоза, патока;
- жиры и молочные продукты;
- яйца и содержащая их продукция;
- ягоды, фрукты, орехи, семена растений, какао бобы, специи;
- мука, крахмал, ароматические ингредиенты, разрыхлители.
Международный и российский рынок
Согласно данным GfK (Международного института маркетинговых и социальных исследований) рынок производства кондитерских изделий проявляет постоянно растущую тенденцию к увеличению спроса со стороны потребителей. Несмотря на некоторую нестабильность – резким исключением среди, которой выступает Россия, постоянно наращивающая выпуск кондитерских изделий (занимающих 20% рынка продуктов питания с постоянной тенденцией ежегодного прироста в 3,4%) – наблюдается общая положительная динамика, о чём свидетельствуют данные 2019 года в натуральном выражении:
- Сахаристые изделия + 4%.
- Мучные кондитерские изделия + 6%.
- Шоколадные изделия + 6%.
- Снеки + 6%.
Ведущие позиции в этом сегменте продовольствия пока что занимает Европа, хотя в ближайшие годы прогнозируется значительное увеличение роли Азиатско-Тихоокеанского кондитерского рынка, набирающего обороты значительно быстрее Американского.
Лидирующие позиции, обеспечивающие свыше половины мирового производства сладостей, удерживают 10 ведущих компаний. В их список которых стабильно входят следующие пять:
- Mars. Чикаго, США. 53 фабрики, 34 тыс. сотрудников и прибыль, составившая по итогам 2019 года 18 млрд. долларов США.
- Ferrero. Альба, Италия. 23 фабрики, 34543 сотрудника, прибыль в 2019 году равнялась 12,39 млрд. долларов США.
- Mondelez Int. Дирфилд, США. 150 фабрик, 80 тыс. сотрудников. 11,792 млрд. долларов прибыли.
- Meiji. Токио, Япония. 7 фабрик, 10673 сотрудника. 9,662 млрд. долларов прибыли.
- Hershey. Херши, США. 13 фабрик, 16910 работающих. Прибыль составила 7,779 млрд. долларов.
17-е место в списке мировых кондитерских лидеров занимают «Объединённые кондитеры» (Москва, Россия), насчитывающие в своём составе 19 фабрик, 20 тыс. сотрудников. Их прибыль в 2019 году достигла 1,169 млрд. долларов. На 53-м месте «Славянка» из Старого Оскола, Россия с 7 фабриками и 6 тыс. сотрудников, обеспечившая прибыль в 400 млн. долларов.
Среди ведущих российских изготовителей кондитерской продукции выделяются:
- ООО «Марс».
- АО «Конти-Рус».
- ПАО «Красный Октябрь».
- ОАО «Рот Фронт».
- ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский».
Именно они и целый ряд других отечественных компаний обеспечили в 2019 году 12-кратное превышение импорта кондитерских изделий над экспортом, что позволило сформировать положительное сальдо в 158,8 тыс. тонн готовой продукции.
27.01.2021